Современная европейская модель социального государства находится в процессе реформирования и должна ответить на главные вызовы ХХІІ в. — технологические, демографические изменения и глобализацию. Сокращение традиционных рабочих мест в производственном секторе, низкий уровень рождаемости и стремительный рост количества людей пожилого возраста превращают солидарные пенсионные системы в финансовые пирамиды, где те, кто присоединился позже, не имеют шансов получить адекватные выплаты. Поэтому перед обществом встает задача поиска нового содержания и механизмов обеспечения солидарности, способных в этих новых условиях сбалансировать интересы ключевых стейкхолдеров (или заинтересованных сторон) — человека, бизнеса и государства.
На роль одного из механизмов "новой солидарности" претендует социальная концепция безусловного базового дохода, заключающаяся в выплате государством определенной суммы денег каждому члену общества, независимо от уровня его заработка и необходимости выполнения работы. У этой идеи есть как горячие сторонники, так и строгие критики. Последние считают, что выплата людям незаработанных денег вызовет снижение трудовой активности и увеличение налогов и патернализма. В 2016 г. внедрение безусловного базового дохода не поддержали граждане Швейцарии, но в этом году его уже ввело правительство Италии, ряд других стран мира также испытывают это социальное новшество. В пределах концепции базового дохода ЕС внедрил программу борьбы с бедностью стоимостью 13 млн евро. С целью ее реализации в ряде стран на протяжении двух лет осуществлялись пилотные проекты, в ходе которых собирались данные и исследовалась реакция людей на выплату безусловного базового дохода. При этом полученные результаты в большинстве случаев были положительными.
Концепция безусловного базового дохода сейчас используется как дополнительный инструмент повышения эффективности устойчивых социальных институтов. Известные экономисты Милтон Фридман и Фридрих фон Гайек считали его лучшим методом преодоления бедности. Вместе с тем предоставление безусловного базового дохода в контексте "уменьшения работы, которую роботы выполняют хуже людей", поддержал Илон Маск, а основатель Facebook Марк Цукерберг усматривает в нем необходимость для гарантирования каждому возможности пробовать новые идеи.
С этих позиций вполне вероятно, что солидарность поколений и наемных работников может трансформироваться в солидарность по признаку наличия работы как общественной привилегии, когда занятые члены общества будут помогать тем, у кого не будет доступа к возможностям занятости в обычном для нас смысле. Генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов Шаран Барроу говорит, что сегодня в мире 60% работников — неформально занятые. Это является фактором формирования высоких социальных рисков исключения для таких работников и финансовых рисков для солидарных систем социального страхования.
Есть ли у идеи безусловного базового дохода необходимый потенциал для снижения указанных рисков? Этот вопрос сейчас остается открытым. Не вызывает сомнений другое — современная история о солидарности как инструмент сбалансирования общественных интересов в треугольнике "человек—бизнес—государство" не имеет простых решений наподобие лоббирования отмены ЕСВ или повышения требований к страховому стажу в солидарной пенсионной системе. Она требует общественного консенсуса по осознанию актуального потенциала социальных трансформаций и наработке качественно новых вариантов действий наподобие внедрения концепции безусловного базового дохода.