Шаг А. Ревизия ключевых идей человечества (базового мировоззрения).
Этическая рамка существует в пространстве идей. Поэтому нас интересуют те, которые уже наработаны человечеством, и тогда каким образом туда вклинивать свой мотив
– идею, которая будет новой путеводной нитью к новой общецивилизационной модели человечества в пространстве Бытия, метафизической экосистеме.
. В наработке идей наши предки шли единственно им доступным путем
– естественным: увидеть и научиться у Природы
– метафизически это обобщить (выйти на универсумы)
– перевести все это на человека (научно понять и перепроектировать, в терминах реинжиниринга Ю.Вороны).
. И тогда вся фишка состоит в том, чтобы понять,
- какие особенности человека сюда вклиниваются как лимитирующие и как, наоборот, расширяющие возможности применения универсумов?
(А1).Человеческая мысль выдала обозримое число концептов/фундаментальных идей по этому поводу
- a. человек смертен (прах) и подобен Творцу (всесилен и вечен, душа), обладает эффектом «квантового наблюдателя»;
- b. во всем существует причинно-следственная связь (изучает наука) и Замысел/смысл (теология, не чуждая науке);
- c. мир един – множественен (в том числе реален и виртуален), фрактален, иерархичен и сетевой одновременно, все в нем циклично и линейно одновременно, время едино (прошлое-настоящее-будущее) и различно (квантовое); мир универсален и противоречив одновременно (он есть видимость и пустота, возможно одновременное существование и несуществование или квантовая логика исключенного 4-го по К.Васильеву, хаос есть мера более высокого, своего порядка, Ложь – это отсутствие Правды и имеет свой Логос). В единство мира входит «что вверху, то и внизу, и наоборот», где верхом является Космос и епархия Бога (Реальность), а внизу – человечество (Действительность), поэтому низ подчинен миросюжету, в т.ч. теогонии (поврежден не только грехом Адама и Евы, но и некоторых ангелов);
- d. бинер (единство противоположностей в рамках Единого, сочетание множественности и единственности) и крайности/противоречия сходятся, как минимум, себя контролируют – знак Уробороса (змеи, кусающей себя за хвост);
- e. все есть информация и ее проявление/применение (информировать – это «ин – формирование», формирование «ин(ом)»; Логос и «сначала было Слово» - частный случай информирования;
- f. предельные состояния и образы – универсум, вечность, бесконечность, беспредельность, сорезонанс, мгновенность, изобилие. Все они достижимы и доступны к операционализации – это вопрос перевода инкогнито в когнито;
- g. человек – сложен (состоит из частей-миров-систем, и каждая непростая): «божественен и прах (Двоица)», трехчастен (тело-душа-дух), «он сам – его экосистема (встроен в общество и ноосферу и их часть) – распределен субъектно (коллективные эгрегоры и коллективный разум)»;
- h. модерн: триада «свобода–равенство-братство», частная собственность неприкосновенна, личность – первична (в практике это вылилось в несколько социальных систем, соориентированных на какую-либо единицу – братство (национализм, фашизм), равенство (социализм, коммунизм), свобода (либерализм));
- i. объективное, архетипическое различие между людьми – тройка «жрецы-воины-дельцы». Они различаются по отношению к смерти/Вечности и ценностям и способностям изменять/развивать этот мир. Это иной, но тоже резус крови;
- j. в основе всего – гармония (структурная, функциональная, математическая, социальная) и любовь. При этом гармония не отрицает эволюцию (борьбу и подчинение/уничтожение), а любовь – наказание (справедливость). Гармония же диктует принцип жизнеспособности (Ю.Забродоцкий)[53]– человечество должно относиться к природе так, как к отдельному человеку, эти парные отношения «большего-малого» должны соотноситься по «золотому сечению»). Гармония – это и взаимозависимость (в природе – пищевая цепочка, в обществе – принцип сорезонанса и пирингового сложения усилий в виде вклада/дара);
- k. есть 2 проекта по отношению к человечеству – Замысел Бога и осмысленный, управляемый режим развития цивилизации, начиная с Французской революции – человечество теперь осознанно пилит или не пилит сук, на котором сидит, раньше оно, сидя на нем, просто срывало плоды с дерева;
- l. политические конструкты совокупной реализации всего этого известны и все опробованы, начиная с Древней Греции (Аристотеля);
- m. фундаментальный диагноз всей истории и нынешней цивилизации человечества – оно все время живет во Лжи (очевидно, исчезнувшие цивилизации тоже).
Список можно расширить, но, по большому счету, для нашей задачи это все. Его только можно еще более сузить до 2-х максим, которые предложил Иисус – фрактальных отношений на основе двух заповедей «возлюби Бога, Отца своего» и «возлюби ближнего как себя самого». Это не принципы как думать, но как действовать – деяний. А принципами являются «в Рай не попадете, пока не станете как дети» и «стань свободным, и тебе откроется Истина» (этика).
(А2). В Истории существуют 4 примера управления через согласительные процедуры
- на основе права (демократия в Афинах, современная демократия, социализм)
- и на основе этики (И-Го Чингисхана, «единое государство»).
Только согласительные процедуры удерживают гомеостаз.
Поэтому современная задача сводится или к пересборке известного на новой основе, или к предложению нового. Причем, даже теоретически возможно (и предречено), когда проектной моделью будет выбран Рай на Земле с его критерием не счастья, но блаженства (тотальная гармония и нега, изобилие). Таким образом, потенциальная линейка вариантов известна, добавить можно только что-то в середину между тиранией и Раем. И очень вероятно, что идеи Т.Бебешко весьма на верном пути.
(А3 – В3). С точки зрения управления, Рай – это отсутствие управления вообще (задач по управлению), остается только чистая коммуникация, общение. Поэтому несущей цивилизационной технологией является абсолютная коммуникация. Абсолютная – это значит:
a. работающая с выше названными предельными состояниями универсума – универсумом, вечностью, бесконечностью, беспредельностью, сорезонансом, мгновенностью, гармонией, изобилием;
b. тотальна - только коммуникация, и больше ничего – тотально по времени, пространству, форме. При этом пространства могут быть разные и одновременно сосуществующие;
c. поэтому абсолютность – это квантовая характеристика и фазовых переходов внутри абсолютности;
d. абсолютность в гармонии – когда все синхронизировано, поэтому абсолютная коммуникация – это сосредоточенность на синхронизации и со-резонансе. Технологии синхрона и со-резонансные – ключевые и единственные, при этом сами субъекты могут одновременно находиться в различных мирах (этиках). Частный случай – синхронизация и со-резонанс внутри человека в его 3D проекциях. Частный случай – синархия, состояние разнообразного мира Абсолюта (Брахмана) с бесконечно усугубляющимся синтезом форм Бытия;
e. порождающая изобилие автоматически: со-резонанс – технология изобилия: 1 + 1 >=3 и a=1 х a = 1 х (1) х (1*(1*(1)) х а = …… и т.д. до бесконечности цикла «1», где «1» - это не «один», но «Раз» (отсюда слова «развитие, витие Раза», «раз-сказ» - настройка на волну и синхронизация, и т.д.). Отсюда – «не думай о хлебе насущном, будет день – будет пища»;
f. критерием абсолютности является изобилие (вариант отсутствия нужды, но не путем ограничения.Кстати, меркантилизм именно поэтому сегодня эффективен в своей порочности и кризисности, что основан на практиковании этого критерия, но вне технологий изобилия);
g. наконец, абсолютная коммуникация есть Этика – знание, достижение и использование гармонии и изобилия во всем.
Шаг В.Тогда Эталон оценки 10 абстракций, а заодно и мотив Идеи жития Украины может быть следующим.
Если коротко, то приближающий к свободе, а через это – к Истине, Раю (блаженству и изобилию) через действие – абсолютную коммуникацию в любви. Другой вариант короткой версии (рис.8): Истина (модель), достигаемая через Этику в абсолютных коммуникациях (коллективном разуме и общежитии).В более раскрытой версии Эталон см. таблицу 3 ниже. Так или иначе, лучшим Эталоном может быть только Истина, понятая когнитивно – через коллективную коммуникацию и мыследеятельность. Даже общеупотребительный критерий истины – практика (принят в 14 веке в начале Реформации с подачи Церкви в Парижском университете во время диспутов) не является абсолютным – его тоже еще нужно понять и привести к Универсуму, а он – метафизичен.
А это значит, что используя технологии проекта «Коллективный Разум», пропущенные через технологии гносеологических фильтров – формирования и возгонки смыслов этических рамок коллективного видения, можно выйти не коллективную Истину, то на «Со-Весть» - общий ноосферный ориентир.
Пример заполнения таблицы не является предметом данной статьи
Пример понимания времени и оперирования с ним
из статьи А.Неклесса (Россия): «Будущее создается людьми в синергии с Промыслом как встреча (со-единение) пробуждаемого, просыпающегося со-знания с Грядущим, как преодоление себя и вскрытие повседневного «наста» («форель разбивает лѐд»), как непрестанное обновление (ἀποκατάστασις): трансценденция временного в вечное – не в «завтра», но «на все времена»»[54]. Можем добавить, что это осуществляется путем приближения тех задач, которые «на все времена». Это так, хотя бы уже из такого простого физического определения времени – как фиксации движения. И тогда лишь вопрос – в какую сторону это движение? По Эриху Фромму он же звучит так - «свобода для», а не «свобода от».
На рис.8: есть две области Бытия – внутри предела и за пределом, поэтому Бог и Сатана представлены дважды – как относительно понятый (катафически и апотафически) и как необъяснимый, запредельный. Ключевые представления человека о человеке, Боге, Сатане (Люцифере, Князе мира сего) и внешнем окружении верны, если описаны специальным образом
– включены в этическую рамку/ячейку из 4-х ключевых мета смыслов/определений (когнитивной технологии полагания, метафорически указанной в Библии при встрече Иисуса с рыбаками по его возращении из Пустыни)[55]. Можно заметить, что и сами эти 4 понятия образуют свою этическую рамку «Бог – Сатана – Человек – Экосистема». И в некотором смысле Экосистема – это такое же порождение человеком мира, сотворенного им самим, как и Богом – Люцифера. В схеме – парные и крестообразные отношения.
Связи между 4 ключевыми понятиями (мета рамки) в пределе - абсолютные коммуникации. Каждая – со своей спецификой. По совокупности – это схема Графа, что в объеме, что в плоскости:
И тогда Эталон, Истина в когнитивном смысле – это Граф, этическая рамка ключевых мета смыслов, минимум, 4-х.
Используя этот Граф, можно дать определение и Истине (Эталону) – это связь человека и Бога во множестве миров, посредством всеобщей, абсолютной когнитивной связи. Оно не полное, каким могло бы быть, но достаточное для целей нашей статьи.
В таблице 3 дан расширенный вариант определения Эталона оценки 10 абстракций, будучи распакованный на характеристики абсолютной коммуникации (абсолютной социальной трансакции), которая вбирает в себя мировоззрение – основные постулаты, которые наработала человечество и которые я указал в начале этой главы:
Соотнесение выше указанных фундаментальных идей мировоззрения человечества с 10 абстракциями матричное (методом наложения 2-х списков друг на друга) и оценочное. Оно тоже в этой статье пропускается в подробном изложении.
С учетом выше сказанного в качестве общей мировоззренческой платформы (мотива) можно предложить следующую метафизическую картину Бытия человека. Взять за отправную точку такой вариант «Колеса Жизни» (рис.9).
Рис.9. Колесо Жизни
Согласно рисунку проблематика жизни человека не сводится лишь к фундаментальной проблеме познания (из чего исходит А.Арестович) и полнейшего овладения Бытием (вхождением в Реальность Бога) через новое познание (новую Природу №3). Представляется, что исходная фундаментальная проблематика не гносеологическая, а эсхатологическая, онтологическая. И она состоит в том, что человек смертен и создан по образу и подобию Божьему. В этом – суть его Креста и течения (колеса) его жизни.
Осознание смерти порождает ментальный факт – пустоту и отсутствие смысла, внутреннее пространство круга-колеса и все виды бесконечности за его пределом (вечность, бесконечность, дополнительно персонифицированных в лице Бога и Диавола). И максимальная доступная полнота Жизни в пределах жизни земной возможна только при 2-х условиях:
1. бинерным, парадоксальным, иррациональным, метафизическим образом переводом бесконечности из-за пределов вовнутрь
2. и гарантирование себе успешности этого сюжетом – надсобытийной волей, проистекющей из Промысла Божьего.
Это все – технологии.
Они могут оказаться сильными или слабыми, или сбалансированными по своей направленности. На рисунке 5 задана ситуация сбалансированная. Векторность и успешность возникает по мере приближения по вертикали к точке вверху (к Богу) или к точке внизу (к Диаволу). Именно в этих точках крайности и пределы сходятся (что еще давно было замечено в народе – «крайности сходятся», а «от любви до ненависти – один шаг»). Это значит, что, например, верхней точке «Бог», практика и смысл жизни будут не только опустошены фактом будущей смерти, но наоборот, усилены практиками смерти (бинер).
Это происходит по вполне физическим законам кванта и квантового скачка/перехода – пропал и дискретно возродился. В данном, метафизическом случае – за счет квантового отказа от самого себя полностью (условно «умереть», когда 100% посвятить себя чему-то – что свойственно любви и служению, и тут же квантово возродиться вновь, получив обратно энергию ответной любви). Посмотрите это на примере любви матери и ребенка, каждого такта их взаимодействия.
Ритм жизни – это, на самом деле, череда маленьких циклов-ритмов умираний и возрождений. И весь вопрос – насколько глубоко их проходит человек и есть ли при этом любовь, духовность как гарантия возрождения, получения ответной энергии. Абсолютно неважно какой – всякой: энергии отношений с людьми, энергии от образа Будущего, образа Бога, своей неземной жизни… Получить Вечность можно, только отказавшись от себя (психологи говорят «снять с себя фокус»)[56]. Человек себя воспроизводит не тем, что он думает, а тем, что он получает.
Духовное получение и воспроизводство особенно тем, что оно начинается с отдавания («что посеешь, то и пожнешь») – дара и вклада.
И только после этого возможно резонансное обратное получение.
Сказано: «Сохранил то, что подарил, потерял то, что сберег». 100% отдавание и есть смерть.
И фраза «жизнь за тебя готов отдать» не лишена прямого смысла.
На схеме подъем вверх – за счет любви и Правды, Добра, трансакций неэквивалентного обмена - дара, синтеза и гармонии (троичности). Опускание вниз – за счет ненависти, Лжи, Зла, симулякров и манипуляции, трансакций эквивалентного обмена или эксплуатации, разделения и двоичности (диалектики).
Подъем или опускание по кругу сближает, а потом и смыкает две точки – жизнь и смерть. И в этом, на самом деле – главный операционный механизм ухода от пустоты Бытия для любой социальной практики, если видеть, как его квантово реализовывать.
В общем же случае практики квантования перехода от пустоты к беспредельности
· смерть как покидание себя. Человек в своей жизни проходит несколько этапов покидания: при рождении, во сне, во время смерти, при даре/отдавании (переноситься вслед энергии дара), в мыслях. Но самый главный уход – уход Души из Тела. И этому надо тренироваться, т.к. это самый главный квантовый переход в земной жизни человека. Отдача себя с каждым тактом человеческой любви (родительской, супружеской и агапэ) и есть квант умирания-возрождения души
· любовь
· власть
· Двоица (явлена в образе Иисуса) и Св.Троица (три сущности Бога как демонстрация ролевого преодоления двоицы – невозможности человеку стать равным Богу, будучи созданным из праха)
· сорезонанс (синхрон)
· получения чуда и инсайда – прямого знания, иррациональный процесс.
Колесо жизни возможно проворачивать лишь как Власть. Власть – это форма реализации предельно высоких духовных потребностей. И в этом ее отличие от просто управления – операционного инструмента Власти. Именно поэтому Власть – от Бога.
В более завершенном варианте – переложенном на фундаментальные процессы Бытия, они же – необходимые операционные практики человечества – это можно схематично представить как на рисунке 10 ниже.
Шаг С.На рисунке 10 показаны основные ключевые социальные практики и модели, вытекающие из распаковки «Колеса Жизни» и варианта ответа себе на вопрос (проблематизации) – в чем смысл жизни человека?
При этом надо сказать, что сама постановка вопроса о смысле жизни – искушение, это вопрос Диавола, главная точка входа в человека для манипулирования, не зависимо от того, осознает ее человек или нет. Способом ухода от осознания являются всевозможные симулякры, подчинение коллективному эгрегору, гедонизм и т.п. Но это не значит, что этот вопрос – второстепенный и его не надо ставить. Искушение всегда не в предмете, а в подмене его содержания или ответа на него, или способа исполнения (способа жизни).
Далее в эту тему углубляться не будем, отметим лишь, что пассионарность, возникшая и пока нерастраченная (как это произошло в 1991 и 1993 годах в России), дает Украине шанс вырваться из многих оков, в которых она сейчас оказалась. И одним из необходимых условий является синтез всех выше названных (и других, еще не проявленных так ярко) концептуальных идей общецивилизационного масштаба и задачи фазового перехода. Вполне возможным является шаг – назначение «стрелки» между собой всем авторам этих концепций в семинарной форме.
Резюме по мотиву/этической рамке Идеи Украины
Подводя краткий итог выше сказанному, дадим краткое определение ключевым моментам Этической Рамки национальной Идеи Украины – исходя из того, что они опираются на универсальные метафизические основания и проблематику Бытия человека и человечества в целом:
1. Этическая Рамка – это набор ключевых смыслов Бытия человека, они трансцедентны и, следовательно, могут проявляться только также. Смыслы – производные от целевого Образа, к которому стремится человек и человечество, понимая свою смертность/конечность, а через это – ценность Жизни. Исходным (свернутым) вариантом этой рамки является «Колесо Жизни» (рис.9);
2. мотивом тогда является максимально сблизится с Образом (что у С.Олейниченково Введении к Конституции Украины называется «Вектор на Творца»). Если бы не было расхождения с целевым Образом, то не было и причины для мотива – он отражает текущее несовершенство и желание его устранить;
3. эталоном тогда является все то, что максимально работает на мотив, прежде всего ключевая технология – Абсолютная коммуникация/со-резонансная связь;
4. умение смоделировать и технологически выстроить экосистему Абсолютной связи есть конкретизация NBIC-техноценоза в 21 веке и основа интеллектуального капитала страны, ее Goodwill, заявки на субъектность в глобальной политике;
5. эти технологии – результат синтеза цивилизационный мировых идей и собственных, в Украине, концептуальных идей, начиная с 10 рассмотренных здесь, и последующего их выстраивания в функционально соподчиненную по ГРАФУ их взаимосвязей (матриц, сопряженных по правилам гносеологических фильтров В.Прозоровского, когда сама сопряженность выстроена по теории системогенеза Ю.Вороны – природного операционализма в построении систем);
6. указанный метод сближения с Образом – через любовь и познание Истины - через «стать свободными», означает труд духовный и освоение Абсолютной коммуникации, а не свободу в западной интерпретация в духе модерна;
7. Абсолютная коммуникация может осуществляться только в режиме взаимосогласования и самоорганизации (не бюрократическим путем, а значит, не через государство, но уровне полисов и любых фондированных форм самоорганизации, Нового Лада в том числе);
8. Абсолютная коммуникация невозможна, если нет доверия – признания императивов Образа и их имманентную принадлежность человеку. Это значит, что они не должны ограничиваться законом – регулироваться запретительными мерами. Для новой экономики это означает, что потоки финансов от экономической деятельности оборачиваются не через налоги, а субсидиарно – с переходом к экономике знаний и пиринговым деньгам это становится еще более очевидным (но это отдельная тема рассмотрения). И тогда более верное название новой экономики – экономики отношений на доверии (аналоге Завету между Богом и людьми, что закладывает в основу Нового Лада и Т.Бебешко);
9. Этика – в первую очередь, совокупность ключевых смыслов, образующих когнитивную рамку пространства действий и стратегий, и только во вторую и поэтому – моральные нормы. Поэтому практикование Этики – это метафизический, обобщающий императив цивилизации.